А.В.Кузнецов
НЕКОТОРЫЕ
СООБРАЖЕНИЯ О ГОССЛУЖБЕ
В данном очерке предлагается использовать существующую концепцию классных чинов, с некоторыми доработками, необходимыми для отражения альтернативной существующей классификации должностей. Предлагаемая классификация представляется автору лучшей, нежели существующая, в силу ее большей традиционности, легкости соотнесения с воинскими и специальными званиями и соответствия традиционно сложившимся во многих учреждениях группам служащих. Здесь под «классным чином» понимается некий аналог военного, специального или ученого звания – суммарная характеристика, отражающая стаж, уровень знаний и образования служащего, применяющаяся при расчете денежного поощрения и назначении на ту или иную должность (класс должности должен быть, как правило, не ниже и не выше чина, причем класс должности определяет максимальный чин, а служащий с классным чином, существенно меньшим, чем соответствующий должности, может быть назначен на эту должность только в особом порядке). Автором полагается, что все служащие, не имевшие ранее чина (воинского, специального звания), должны начинать с чина «специалист XII -го класса» и соответствующих должностей, и исключения в этом порядке возможны только в случае длительного стажа, наличия ученой степени или звания и т.п. При наличии ученого звания (степени) соответствующего профиля возможно присвоение чина «специалист X -го класса», что оправдано тем, что на получение ученой степени уходит немало времени (порядка 3-4 лет) напряженной работы, при этом приобретаются большое количество знаний и навыков. Кроме функции различения служащих по квалификации, чин имеет еще функции поощрения и выделения социального статуса сотрудника, недостижимые простым денежным поощрением (лишение чина традиционно является наказанием).
Следует отметить, что в настоящий момент существует несколько параллельных систем классных чинов и специальных званий, вопросы соответствия которых слабо разработаны. Так, существуют специальные звания внутренней службы, милиции, полиции (автор полагает, что звания типа «лейтенант полиции» в РФ, прямой наследнице СССР звучат несколько странно, так как в РФ нет, насколько известно автору, учреждения «полиция», а также потому что в силу особенностей воспитания, как автора, так и многих его ровесников, равно как и старших по возрасту граждан, слово «полиция» ни с чем хорошим не ассоциируется), таможенной службы, юстиции, классные чины юстиции и государственной гражданской службы и, несколько отдельно, дипломатические ранги и квалификационные разряды судей. Неясно само положение судей в системе государственной службы РФ – они не являются ни государственными гражданскими служащими, ни военнослужащими (кроме судей военных судов). Причем знаки различия специальных званий таможенной службы совершенно не похожи на знаки различия специальных званий внутренней службы и т.д., но очень близки к знакам различия государственных гражданских служащих, знаки различия классных чинов юстиции в прокуратуре – аналогичны погонам военнослужащих (хоть прокуратура – гражданское ведомство) и т.д. Поэтому необходимо приведений всех специальных званий и соответствующих знаков различия в единую систему, с последующим законодательным оформлением, установить близкие по форме знаки различия классных чинов юстиции и государственной гражданской службы, а также дипломатических рангов. Так же логично было бы отнести судей (кроме судей военных судов, являющихся военнослужащими) к государственным гражданским служащим (или иным способом определить их место в системе государственной службы РФ) и определить им систему классных чинов, аналогичную системе классных чинов юстиции с соответствующими знаками различия (мантии и тому подобные виды одежды не традиционны для судей Российской Империи и СССР).
Рассматриваемые далее знаки различия разработаны на основе современной официальной концепции гражданской форменной одежды (изображения погон взяты с сайта Л.Н. Токаря). На взгляд автора, форменную одежду возможно было бы предусмотреть для всех государственных служащих, но снабжение за счет государства оставить только для тех, которым форменная одежда необходима для осуществления своих публичных функций (инспектора, прокуроры и следователи прокуратуры и т.п.), а прочие служащие приобретали бы форменную одежду за свои деньги или за деньги своего учреждения для каких-либо особых нужд (торжественные церемонии, выезд в качестве представителя в воинскую часть, в качестве судмедэксперта и т.д.). Также стоит включить в парадную форму одежды всех государственных служащих холодное оружие - например, кортик, что будет соответствовать как традициям Российской Империи, так и СССР (причем именно того периода СССР, когда были достигнута величайшая победа всего советского народа) и являться, в числе всего прочего, символом доверия государства к данному гражданину, повышая таким образом статус государственного служащего. Автору кажется неправильным, например, что казак – член общественной организации имеет законное право на ношение холодного оружия при казачьей форме одежды, тогда как офицер сухопутных войск лишен аналогичной возможности.
Специалисты
Традиционно разделение специалистов (инженеров, ученых и врачей, например) на 3 категории и «ведущих специалистов», в зависимости от стажа, подготовки, образования и т.д. При этом следует отметить, что во многих учреждениях существует категория руководителей (т.н. «начальники секторов»), которая по оплате труда и должностным обязанностям приближается к «ведущим специалистам», отличаясь лишь дополнительной обязанностью организовывать труд нескольких подчиненным им специалистов. Данные руководители не имеют многих обязанностей и полномочий руководителей более высокого уровня и могут быть отнесены также к группе специалистов. Как правило, у специалистов предполагается наличие высшего профессионального образования. В качестве наименования классных чинов можно использовать сами наименования категорий должностей (слово «специалист» более нейтрально, чем «инспектор», «секретарь», «референт» и может быть применено в разных сферах деятельности и четко характеризует функции и полномочия служащего). Альтернативно, возможно наименование «специалист XII (XI, X, IX) класса» или «инженер XII (XI, X, IX) класса». К тому же одинаковое наименование звания и должности давно и традиционно встречается в вузах, не создавая никаких недоразумений (так, есть должность профессора и ученое звание профессора и т.д., причем обладатель ученого звания там может претендовать по конкурсу на должность не ниже своего звания).
Класс должностей |
Специалист 3 категории |
Специалист 2 категории |
Специалист 1 категории |
Ведущий специалист, начальник сектора |
Чин |
Младший советник, инженер |
|||
Класс |
XII |
XI |
X |
IX |
Воинское звание |
Младший лейтенант |
Лейтенант |
Старший лейтенант |
Капитан |
Знак различия (там, где предусмотрено ношение формы) |
|
|
|
|
Начальники
Руководитель минимального самостоятельного структурного подразделения учреждения (во многих местах называемого «отдел»), его заместитель, руководитель объединения нескольких структурных подразделений, не являющийся начальником всего учреждения и его заместители. Следует полагать, что заместители руководителя объединения нескольких структурных подразделений могут являться и руководителями минимального самостоятельного структурного подразделения и находятся примерно на одном иерархическом уровне с последними (возможно, чуть выше). К руководителям обычно предъявляются те же требования, что и к специалистам и ряд дополнительных требований – наличие продолжительного стажа, ученой степени (во многих случаях – кандидата наук). Название «директор» предполагается для инженерно-технических и научных работников государственных научно-исследовательских, образовательных и опытно-конструкторских учреждений. Для всех прочих служащих применяется наименование «советник».
Класс должностей |
Зам. начальника отдела |
Начальник отдела, зам. начальника объединения |
Начальник объединения отделов |
|
Чин |
Директор, советник VIII, VII, VI класса (3,2,1 ранга) |
|||
Класс |
VIII |
VII |
VI |
|
Воинское звание |
майор |
подполковник |
полковник |
|
Знак различия (там, где предусмотрено ношение формы) |
|
|
|
Директора
Руководители учреждений (самостоятельных групп отделов) и их заместители, руководители объединений учреждений и их заместители. Следует заметить, что объединение учреждений может составлять самостоятельное ведомство, а может и не составлять (пример – многие НИИ с филиалами, распределенными по всей стране; директор НИИ руководит и директорами филиалов, но НИИ, управляемое им, не составляет отдельного ведомства). В отличие от начальника отдела и заместителя начальника объединения отделов, близких по положению, директор объединения учреждений и директор ведомства более сильно, на взгляд автора, различаются, как по иерархическому положению, так и по должностным обязанностям и полномочиям, что обосновывает, наряду с традициями, введение дополнительного класса. К директорам обычно предъявляют те же требования, что и к начальникам, но само их назначения связано с какими-либо выдающимися достижениями в сфере профессиональной деятельности. В некоторых случаях «директорами» считаются и руководители структурных подразделений учреждений, в случае большой самостоятельности и особенности задач такого подразделения. Логично предполагать, что за особые заслуги директор ведомства может быть награжден и присвоением большего классного чина.
Класс должностей |
Зам. директора учреждения |
Директор учреждения |
Зам. директора ведомства, директор объединения учреждений |
Директор ведомства |
|
Чин |
Государственный директор, государственный советник V, IV, III класса (3, 2, 1 ранга) |
Действительный государственный директор, действительный государственный советник II, I класса. |
|||
Класс |
V |
IV |
III |
II |
I |
Воинское звание |
Генерал-майор |
Генерал-лейтенант |
Генерал-полковник |
Генерал
армии |
|
Знак различия (там где предусмотрено ношение формы) |
|
|
|
|
|
Следует заметить, что в ряде учреждений существует близкие категории должностей служащих: «техники», «лаборанты» и т.п. Для этой категории можно было бы предусмотреть особую группу классных чинов, аналогичным военным званиям «прапорщик» и «старший прапорщик».
Также следует заметить, что ни автором, ни его знакомыми поперечные полоски на современных погонах гражданских служащих не полагаются ни традиционными, ни эстетичными, ни удобопонимаемыми. Аргумент, что погоны гражданских служащих должны непременно отличаться этим от погон военнослужащих не очень убедителен – размер погона и вид звездочек и так сильно отличается от принятых в вооруженных силах, а также существует достаточное количество служащих, имеющих военные звания и совершенно не военный род занятий – те же научные сотрудники военных НИИ, всевозможные интенданты и т.п., причем Министерство Обороны ничуть не возражает против того, что вид знаков различия этих служащих тождественен военным.
© Л.Н.Токарь, рисунки, 2008г.
© К.С.Васильев, верстка,
2008г.