Вернуться на главную страницу

ТАБЕЛЬ О РАНГАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ПРОЕКТ)

Эта статья стала результатом длительного обсуждения, проходившего на страницах форума "Русский коллекционер". Автор благодарит всех участников обсуждения за высказанные замечания и предложения.

 

В настоящее время все служащие в государственных структурах делятся на:

1. Лиц, состоящих на военной службе

2. Лиц, состоящих на правоохранительной службе

3. Лиц, состоящих на федеральной государственной гражданской службе

4. Лиц, состоящих на государственной гражданской службе субъектов федерации

5..Лиц, состоящих на муниципальной службе

6. Сотрудников бюджетных учреждений.

7.Лиц, занимающих государственную должность (федеральных министров, федеральных судей, глав администрации субъектов федерации и т.д.).

8.Лиц, состоящих на службе в воинских частях, правоохранительных органах на должностях, не являющихся должностями военнослужащих и правоохранителей и не включенных в реестр должностей государственной гражданской службы, и не имеющих поэтому статуса государственных служащих.

9.Лиц, состоящих на службе в учреждениях федеральной государственной службы и государственой службы субъектов Российской Федерации на должностях, не включенных в реестр должностей государственной гражданской службы, и не имеющих поэтому статуса государственных служащих.

Обязанности и права военнослужащих и федеральных государственных гражданских служащих определяются соответствующими законами. Круг лиц, состоящих на правоохранительной службе пока законом не определен. Частично обязанности и права правоохранителей, будем называть их проще – "полицейскими", определяется законом "О милиции" и положениями о соответствующих федеральных службах. Служба остальных служащих пока определяется КЗоТ. Поэтому они лишены ряда льгот, которыми пользуются госслужащие.

Так же нет пока четкого распределения обязанностей между полицейскими и госслужащими. Пожарные и спасатели до сих пор относятся к полицейским, а судебные приставы к государственным гражданским служащим.

В ч.3 и 4. статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ" О СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" предусмотрена взаимозависимость воинских званий, специальных званий правоохранительной службы и классных чинов правоохранительной и федеральной гражданской госслужбы. Эта взаимозависимость должна определяться Указом Президента РФ. Т.е. предусмотрена Табель о рангах. Но этого документа до сих пор нет.

Определенная Федеральным законом "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" система гражданских чинов абсолютно невнятна. Полностью отсутствует привязка к воинским и полицейским званиям, поэтому предусмотренная законом переаттестация при переводе из одной системы в другую абсолютно невозможна. Если считать нынешние чины советников штаб-офицерскими, то звания референтов оказываются обер-офицерскими, а секретарей подофицерскими, что не соответствует их реальному положению. Но и в этом случае шесть генеральских чинов, согласитесь, явный перебор.

По этому я счел необходимым предложить свой проект "Табели о рангах".

За основу я, как Вы понимаете, взял систему воинских званий. Она является (в основном) международной и общепонятной. Ведь даже в 1920-30 годы, когда в СССР не было воинских званий, все перекладывали тогдашние должностные категории на дореволюционные чины. Я не говорю о том, что эта система хорошо действовала до революции и в 1950-е годы. Для званий всех категорий государственных служащих я предлагаю ввести единое наименование "классные чины", как это было в Российской Империи.

Воинские чины я оставил без существенных изменений. Только звания "старшина" и неуклюжее "главный корабельный старшина" заменил на "младший прапорщик" и "младший мичман". И нарукавные знаки различия морских офицеров приведены в соответствие с международными обычаями (капитан I ранга – 4 средних галуна). Конечно, было бы неплохо заменить западно-европейское название «лейтенант» (для сухопутных и полицейских званий) на славянское «поручик», но это потребовало бы либо введения звания «надпоручик», либо переименования «прапорщиков» в «подпрапорщики», поэтому я от этого, скажем, воздержался.

В системе чинов правоохранительных органов я тоже ограничился тем, что заменил звания "прапорщик" (знаменосец) на более подходящие для этих органов "вахмистр" (караульный начальник). Хотя, может быть, есть смысл рассмотреть замену чинов штаб-офицеров на комиссаров (1,2,3 рангов или старших и младших), обер-офицеров на инспекторов, подофицеров на субинспекторов, а генералов либо на генеральных комиссаров, либо на генералов 1,2,3 рангов. А может и нет смысла. Сие несущественно.

Наибольшие изменеия, по моему мнению, должна претерпеть система государственной гражданской службы. В первую очередь, должно навести порядок в само определение государственной гражданской службы. По моему мнению все граждане, которые служат во всех государственных структурах должны иметь одинаковый статус государственных служащих. К ним должны относиться как ВСЕ гражданские служащие учреждений государственного управления, военных и правоохранительных структур, так и служащие всех тех учреждений, которые ныне финансируются из государственного бюджета, бюджетов субьектов федерации и муниципальных бюджетов, в первую очередь это относится к государственным учреждениям образования и здравоохранения. Это также должно относиться к тем государственным формально хозрасчетным государственным предприятиям, которые имеют стратегическое значение для обороны и безопасности страны: транспорт, связь, энергетика.

К единой шкале должны быть приведены классные чины государственной гражданской службы субъектов федерации. Сейчас там можно встретить даже такую нелепость, как чины первых трех классов. Грубо говоря, сейчас возможно появление чина Маршал Захудаловской области. Ну, с Маршалом я, конечно, загнул, но равный ему сейчас чин Действительный Государственный советник города Москвы 1 класса существует. Если не верите, посмотрите сайт "Атрибуты государственной власти"

При разработке системы классных чинов государственной гражданской службы я отказался от нынешних званий "секретарь" и "референт", которые подразумевают подчиненное положение служащего. Согласитесь, звучит нелепо: начальник отдела референт 1 класса(?). Поэтому названия "советник" (Генеральный, старший, младший) более соответствуют должностному положению и престижу государственной службы. А для самых младших служащих (без специального образования на технических должностях) предлагаю ввести звания "регистратор". Эти чины должны присваиваться, по моему мнения, всем государственным служащим, в том числе и тем, кто сейчас называется бюджетниками, и в должностные обязанности которых не входит применение насилия по закону.

При обсуждении проекта высказывались предложения выделить в отдельную категорию классные чины работников государственной промышленности. Для них предлагалось ввести чины по типу советских званий работников горной промышленности : генеральные директора, директора, инженеры, техники. Но я не согласен с этим, потому что это нарушит принцип единства государственной службы. Особенно, если принять во внимание то, что переходы из одной отрасли в другую в последнее время являются обычным явлением. Также обсуждалось введение в качестве знаков различия гражданских служащих петлиц и контрпогон. Это заслуживает внимания и дальнейшего обсуждения, но при этом может также нарушиться принцип единства государственной службы. Пока я этот вопрос не рассматривал.

Я прошу прощения у глубоко уважаемого мной Л.Н.Токаря, что при разработке знаков различия гражданских чиновников проигнорировал предложенные им игмандовские погоны, а взял за основу дореволюционные гражданские погоны.

В отдельную высшую категорию вынесены высшие чины «Маршал России» и, соответствующий ему, «Государственный канцлер России», которые носят не карьерный, а, скорее, наградной характер. В системе предусмотрены также должностные знаки различия для Верховного Главнокомандующего и чиновников в ранге министра, но коим еще не присвоен чин I класса.

Я не включил в Табель о рангах дипломатические ранги. Дело в том, что они являются скорее должностными категориями, чем персональными званиями. При этом надо учитывать, что присвоение дипломатических рангов, особенно высших, далеко не всегда носит карьерный характер.

КЛАССНЫЕ ЧИНЫ и ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Табель о рангах)

(Проект)

Класс
Чины воинские
Полицейские
Гражданские
Общие квалификационные требования
Сухопутные
Морские
Высший
Присваивается за особые заслуги
I
Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 15 лет
II

Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 15 лет
III
Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы свыше 10 лет
IV
Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень и стаж службы свыше 10 лет
V
Дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень и стаж службы свыше 7 лет
VI

Высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра граждан-ского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы свыше 10 лет; дополнительное высшее образование (академия генштаба, высшие курсы, академия гос-управления, и т.п. ) или ученая степень, стаж службы от 7 до 15 лет

VII
Высшее образование не по профилю службы и стаж службы свыше 10 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра граждан-ского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 7 до 15 лет;
VIII
Высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 7 до 15 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 3 до 10 лет
IX
Высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 3 до 10 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы от 1 до 5 лет
Х
Среднее ВУ и стаж службы свыше 5 лет; высшее образование не по профилю службы и стаж службы от 1 до 5 лет; высшее образование по профилю службы (ВВУ, ВА, военная кафедра гражданского ВУЗа, ВУЗ по специальности) и стаж службы до 3 лет
XI
Среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы свыше 5 лет;
среднее ВУ и стаж от 1 до 10 лет; высшее образование не по профилю службы и стаж службы до 3 лет.
XII
Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы свыше 5 лет; или среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы от 1 до 10 лет;
среднее ВУ и стаж до 3 лет
XIII

Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы от 1 до 10 лет, или среднее специальное образование по профилю службы (техникум, бакалавриат, школа прапорщиков) и стаж службы до 3 лет

XIV
Среднее специальное образование не по профилю службы и стаж службы до 3 лет
XV
Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции)
и стаж службы свыше 5 лет
XVI
Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции)
и стаж службы от 1 до 10 лет
XVII
Общее среднее и начальное профессиональное образование по специальности службы (ПТУ, школа сержантов, СВУ, кадетский корпус, школа милиции) и стаж службы до 3 лет
XVIII
Общее среднее образование и стаж службы не менее 1 года
XIX
Общее среднее образование

Знаки различия высших должностей государственной службы Российской Федерации

Верховный Главнокомандующий Вооруженными силами и Верховный Главноначальствующий силами охраны правопорядка Российской Федерации (если до вступления в должность Президента России ему не был присвоен высший воинский чин – Маршал России)

Министр, директор Федерального агентсва или службы до присвоения ему чина I класса.

 

© К.С.Васильев. Текст, рисунки, верстка

 

Используются технологии uCoz